Программа воспитания КРЕПЫШИ на 2023-2028 годы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧ Р Е Ж Д Е Н И Е « Н О В О Н А Д Е Ж Д И Н С К А Я С Р Е Д Н Я Я Ш К О Л А »
403011, Волгоградская обл., Городищенский район,пос. Новая Надежда, ул. Центральная-1,
ИНН 3403300394 КПП 340301001 р/с 03234643186050002900 БИК 011806101
Банк: Отделение Волгоград // УФК по Волгоградской области, г. Волгоград
e-mail: nov_nadezhda@list.ruтел.+7(844)684-54-45
_____________________________________________________________________________________________

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

«26» мая 2023 г.
Начальник лагеря
__________________Павловская А.А.

«26» мая 2023 г.
Директор школы
________________Ромащенко Р.В.
Приказ № 88 от 26 мая 2023 г.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
пришкольного лагеря с дневным пребыванием
«КРЕПЫШИ»
(2023-2028 г.г.)

1

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка

4

Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

9

1.1. Цель и задачи воспитания
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной
деятельности
1.3. Основные направления воспитания

9
10
12

1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной
деятельности

13

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

15

2.1. Модуль «Будущее России. Ключевые мероприятия»

15

2.2. Модуль «Отрядная работа. КТД»

20

2.3. Модуль «Самоуправление»

22

2.4. Модуль «Дополнительное образование»

23

2.5. Модуль «Здоровый образ жизни»

24

2.6. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

24

2.7. Модуль «Профилактика и безопасность»

26

2.8. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»

27

2.9. Модуль «Работа с родителями»

27

2.10. Модуль «Экскурсии и походы»

28

2.11. Модуль «Детское медиа-пространство»

28

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2

30

3.1. Особенности организации воспитательной деятельности

30

3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов
воспитания

31

Приложение

33

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания для пришкольного лагеря с дневным
пребыванием «Крепыши» (далее – Программа воспитания, Программа)
подготовлена ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Смена» на основе
Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных
организаций, разработанной Федеральным государственным бюджетным
научным учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания
Российской академии образования» в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным
голосованием

12.12.1993,

с

изменениями,

одобренными

в

ходе

общероссийского голосования 01.07.2020).
- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
- Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся».
- Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной
политике в Российской Федерации».
- Приказы №№286,287 Министерства просвещения Российской
Федерации об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС
основного общего образования от 31 мая 2021 года.
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р).

4

- Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
- Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия
детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства
Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р).
- Государственной программой Российской Федерации «Развитие
образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской
Федерации от 26. 12.2017 № 1642).
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден
президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.).
Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями
и дополнениями) к организациям отдыха детей и их оздоровления (далее –
детский лагерь) относятся организации (независимо от их организационноправовых форм) сезонного или круглогодичного действия, стационарного и
(или) нестационарного типа, с круглосуточным или дневным пребыванием,
оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей:
организации отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного
действия,

лагеря,

организованные

образовательными

организациями,

осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в
каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), детские
лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские
специализированные

(профильные) лагеря, детские лагеря различной

тематической направленности.

5

Программа является методическим документом, определяющим
комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой
в детском лагере, разрабатывается с учетом государственной политики в
области образования и воспитания.
Программа

создана

с

целью

организации

непрерывного

воспитательного процесса, основывается на единстве и преемственности с
общим и дополнительным образованием, соотносится с примерной рабочей
программой воспитания для образовательных организаций, реализующих
образовательные программы общего образования.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического
направления воспитания.
Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе
духовно-нравственного и социального направлений воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления
воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе направления физического
воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического
направления воспитания.
«Ключевые смыслы» системы воспитания, с учетом которых должна
реализовываться программа:
«Люблю Родину». Формирование у детей чувства патриотизма и
готовности к защите интересов Отечества, осознание ими своей гражданской

6

идентичности через чувства гордости за свою Родину и ответственности за
будущее

России,

знание

истории,

недопустимость

фальсификации

исторических событий и искажения исторической правды, на

основе

развития программ воспитания детей, в том числе военно-патриотического
воспитания, развитие у подрастающего поколения уважения к таким
символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к
историческим символам и памятникам Отечества.
«Мы – одна команда». Особое внимание в формировании личности
ребенка, основ его поведения и жизненных установок отводится социальному
окружению, важной частью которого является детский коллектив. Детский
коллектив предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации, позволяет сформировать
в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие,
чувство собственного достоинства.
Детский

коллектив

объединяет

детей

с

разными

интересами,

потребностями и индивидуальными особенностями. Важно выстраивать
работу и коллективные дела так, чтобы они были интересными и значимыми
для каждого ребенка.
«Россия – страна возможностей». Ребенка воспитывает все, что его
окружает. Окружающая среда формирует его взгляды, убеждения, привычки.
Важно создавать воспитательную среду, доступную,

интересную

для

ребенка. Создание благоприятной и разнообразной воспитательной среды
возможно через вовлечение детей в конкурсы, мероприятия и проекты
детских общественных объединений, заинтересованных организаций (АНО
«Россия

–

страна

возможностей»,

АНО

«Большая

Перемена»,

Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи
«Движение

Первых»,

Российское

общество

«Знание»,

Российское

историческое общество), где каждый ребенок может найти то, что ему по
душе. Необходимо популяризировать все возможности и
значимые проекты организаций.

7

социально

Принимая

участие

в

мероприятиях

движений

и

организаций,

школьники получают возможность активно участвовать в общественной
жизни страны, формировать гражданскую позицию, основываясь на идеалах
добра и справедливости, в том числе через систему личностного и
социального роста.
Программа

включает

три

раздела:

целевой;

содержательный;

организационный.
Приложение: примерный календарный план воспитательной работы.

8

Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в детском
лагере определяются содержанием российских гражданских (базовых,
общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в
Конституции Российской Федерации.
С

учетом

мировоззренческого,

этнического,

религиозного

многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания
детей включают духовно-нравственные ценности культуры народов России,
традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента
содержания

воспитания,

реализуемого

на

добровольной

основе,

в

соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и
потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних
детей.
Воспитательная

деятельность

в

детском

лагере

реализуется

в

соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания,
зафиксированными

в

Стратегии

развития

воспитания

в

Российской

Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской
Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной
личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,
обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать
свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.
Цель и задачи воспитания
Современный российский общенациональный воспитательный идеал –
высоконравственный,
принимающий

судьбу

творческий,

компетентный

Отечества

как

свою

гражданин
личную,

России,

осознающий

ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
9

Российской Федерации в сфере образования цель воспитания: создание
условий для личностного развития, самоопределения и социализации
обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).
Задачи
когнитивной,

воспитания

определены

эмоционально-оценочной,

с

учетом

интеллектуально-

деятельностно-практической

составляющих развития личности:
- усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие позитивных личностных отношений к
этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
-

приобретение

социально

значимых

знаний,

формирование

отношения к традиционным базовым российским ценностям.

Методологические основы и принципы
воспитательной деятельности
Методологической

основой

Программы

воспитания

являются

антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный
подходы.
Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на
следующих принципах:
- принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок
имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его
достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;
10

- принцип ценностного единства и совместности. Единство
ценностей

и

смыслов

воспитания,

разделяемых

всеми

участниками

образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание,
взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип культуросообразности. Воспитание основывается на
культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод
воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его
к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную
рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной
системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную
возможность следования идеалу в жизни;
- принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных
интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через
призму безопасности и безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого.
Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе
приобщения к культурным ценностям и их освоения;
- принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса,
при котором все дети, независимо от их физических, психических,
интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей,
включены в общую систему образования.
Данные

принципы

реализуются

в

укладе

детского

лагеря,

включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики,
совместную деятельность и события.
Уклад

–

общественный

договор

участников

образовательных

отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий
традиции региона и детского лагеря, задающий культуру поведения
сообществ, описывающий предметно-эстетическую среду, деятельности и
социокультурный контекст.

11

Воспитывающая

среда

–

это

особая

форма

организации

образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовнонравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками.
Основными

характеристиками

воспитывающей

среды

являются

ее

насыщенность и структурированность.
Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:
- детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым
механизмом воспитания в детском лагере является временный детский
коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал
временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и
закономерности развития временного детского коллектива.
- детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и
сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих
ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в
детском лагере – «Дети-Вожатый».
Основные направления воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы:
- гражданское воспитание, формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту
тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав,
свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
- патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на
основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных
12

религий народов России, формирование традиционных российских семейных
ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
-

экологическое

воспитание:

формирование

экологической

культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей
среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность,

получение

профессии,

личностное

самовыражение

в

продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на
достижение

выдающихся

результатов

в

труде,

профессиональной

деятельности;
- физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа
жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом
возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового
образа жизни, личной и общественной безопасности;
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию
себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.
Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности
Основные традиции воспитания в детском лагере являются:
- совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ
организации воспитательной деятельности;
- создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается
роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или
иного дела);

13

- создание условий для приобретения детьми нового социального
опыта и освоения новых социальных ролей;
- проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом
конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной
активности;
- включение детей в процесс организации жизнедеятельности
временного детского коллектива;
- формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, студий,
секций и иных детских объединений, установление в них доброжелательных
и товарищеских взаимоотношений;
- обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;
- ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в
воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к
детям

защитную,

личностно

развивающую,

организационную,

посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Уникальность

воспитательного

процесса

в

детском

лагере

заключается в кратковременности, автономности, сборности.
Кратковременность

–

короткий

период

лагерной

смены,

характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой
ярче высвечиваются личностные качества.
Автономность – изолированность ребенка от привычного социального
окружения, «нет дневника», вызова родителей – все это способствует
созданию обстановки доверительности.
Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным
опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего
окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала».

14

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках
всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы
воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.
Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в
Календарном плане воспитательной работы (Приложение), утверждаемом
ежегодно на предстоящий год (сезон) с учетом направлений воспитательной
работы, установленных в настоящей Программе воспитания.
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
2.1. Модуль «Будущее России. Ключевые мероприятия»
Направлен на формирование сопричастности к истории, географии
Российской

Федерации,

ее

этнокультурному,

географическому

разнообразию, формирование национальной идентичности.
Деятельность реализуется по направлениям:
1.

Церемония

Российской

подъема

Федерации

и

(спуска)

Государственного

флага

исполнение

Государственного

гимна

Российской Федерации.
Использование

Государственного

флага

и

исполнение

Государственного гимна Российской Федерации при проведении церемонии
подъема

(спуска)

Государственного

флага

Российской

Федерации

регламентируется Методическими рекомендациями «Об использовании
государственных

символов

Российской

Федерации

при

обучении

и

воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также
организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения
России от 15.04.2022 № СК-295/06) и «Стандартом Церемонии поднятия
(спуска)

Государственного

флага

Российской

Федерации»

Минпросвещения России от 17.06.2022 № АБ-1611/06).

15

(Письмо

16
7

2. «Цивилизационное наследие России» – важнейший ресурс в воспитании
подрастающего поколения, который включает знания о родной природе,
достижения культуры и искусства, изобретения и масштабные проекты,
реализованные всей страной, это примеры сложных решений, которые
принимались людьми в непростых обстоятельствах. Каждый обучающийся
должен понимать, что цивилизационное наследие России
прежде всего – это подвиги и примеры ратного труда, судьбоносные
исторические события, имена тех, кто прославлял Отечество, а также
памятники культуры.
В рамках модуля обучающиеся знакомятся с именами конкретных
людей, которые прославили Россию, их подвигами. Изучают памятники
культуры Отечества.
Цивилизационное наследие как ценностный ориентир для развития
каждого гражданина России предусматривает:
- Знакомство с примерами реальных людей, событий, деятельности,
которая происходила на благо России.
- Знакомство с наследием народов России в области искусства,
литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры, театра,
балета, кинематографа, мультипликации.
- Изучение России, родного края, населенного пункта как культурного
пространства. Знакомство обучающихся с историей своего населенного
пункта, желание изучать историю и культуру своего края; изучать подвиги
односельчан, развивать желание вносить личный вклад в сохранение
культурного наследия своего региона, страны.
В рамках работы пришкольного лагеря предполагается интерактивный
формат.

18

3. «Содружество Орлят России».
Цель программы «Содружество Орлят России»: развитие социальноактивной личности ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей и
культурных традиций многонационального народа Российской Федерации.
Смена в детском лагере является логическим завершением участия
младших школьников в годовом цикле Программы развития социальной
активности «Орлята России» и реализуется в период летних каникул.
Программа разработана с учётом:
- возрастных и психофизиологических особенностей младших
школьников;
- ведущих видов деятельности в данном возрасте: игровой и учебной;
- ключевых мотивов поведения младших школьников (интерес к
новым видам деятельности, важность личных достижений, признания,
самоутверждения, сориентированность на взрослого).
Игровая модель и основные события смены направлены на
закрепление социальных навыков и дальнейшее формирование социальнозначимых

ценностей,

взаимодействия

укрепление

между взрослыми

смыслового
и

детьми,

и

эмоционального

подведение

итогов

и

выстраивание перспектив дальнейшего участия в Программе «Орлята
России» или проектах Российского движения детей и молодёжи.
Основными организационными пространствами детского лагеря
являются:
- отряд = класс, как знакомый и постоянный коллектив для ребёнка
(проживание в привычной атмосфере, реализация некоторых игровых
заданий);
- временные объединения детей, для реализации программы смены
(спортивная команда, с/у, клуб по интересам, творческая мастерская, научное
бюро и т.д.);
-все

детско-взрослое

сообщество

общелагерных мероприятиях).
19

летнего

лагеря

(участие

в

Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия
детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.
- Торжественное открытие и закрытие смены (программы).
- Тематические и спортивные праздники, творческие фестивали.
- Акции, конкурсы, проекты, которые реализуются в течение смены.
- Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных
значимым отечественным и международным событиям.
2.2. Модуль «Отрядная работа. КТД»
Воспитатель/вожатый организует групповую и индивидуальную
работу с детьми вверенного ему временного детского коллектива – отряда.
Временный

детский

коллектив

или

отряд

–

это

группа

детей,

объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях
детского лагеря.
Для эффективного использования воспитательного потенциала
отрядной работы необходимо учитывать особенности временного детского
коллектива:
- Коллектив функционирует в течение короткого промежутка
времени – 18 рабочих дней.
- Как правило, коллектив объединяет детей, которые были знакомы
ранее.
- Автономность существования: влияние внешних факторов
уменьшается, ослабляется влияние прежнего социума, например, семьи,
класса, друзей. В то же время у коллектива появляется новое место
жизнедеятельности.
- Коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в
совместную деятельность.
- Завершенность развития: полный цикл: от формирования до
завершения функционирования.
Отрядная работа строится с учетом закономерности развития
временного детского коллектива (роста межличностных отношений) и
логики развития лагерной смены.
20

Реализация

воспитательного

потенциала

отрядной

работы

предусматривает:
- планирование и проведение отрядной деятельности;
- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им
возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной
среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении
проблем, конфликтных ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития
ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными
потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и
укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым,
задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела
и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков,
исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.;
- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив)
через игры, тренинги на сплочение и командообразование,

огонек

знакомства, визитки; сформировать дружный и сплоченный отряд поможет
знание периодов развития временного детского коллектива – этапов развития
межличностных отношений;
- предъявление единых педагогических требований (ЕПТ) по
выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине
и поведению, санитарно-гигиенических требований;
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым
они будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза,
эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому
конкретному коллективу;
- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций,
выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;
- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации,
мероприятия, анализ смены, результатов;
- поддержка детских инициатив и детского самоуправления;
21

- сбор отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний
информационный сбор отряда и др.;
- огонек (отрядная «свеча»): огонек знакомства, огонек оргпериода,
огонек – анализ дня, огонек прощания, тематический огонек. Специфическая
форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное
обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций
и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек – это камерное
общение, сугубо отрядная форма работы;
- коллективно-творческое дело (КТД). КТД как особый тип формы
воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы,
направленная

на

создание

нового

продукта

(творческого

продукта)

разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу данной методики
составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие
каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от
планирования до анализа.
Это форма организации деятельности группы детей, направленная на
взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка,
получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как
старшие помощники и наставники детей. КТД могут быть отрядными и
общелагерными.
Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности:
трудовые, познавательные, художественные, экологические, досуговые,
спортивные. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает
личность определенным видом общественного ценного опыта.
2.3. Модуль «Самоуправление»
Реализация

воспитательного

потенциала

системы

детского

самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности,
основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной
деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на
развитие

коммуникативной

ответственности,

формирование

культуры
навыков
22

детей,
общения

инициативности
и

и

сотрудничества,

поддержку творческой самореализации детей.
Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в
организационный период.
На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере может
складываться из деятельности временных и постоянных органов. К
временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного
отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела.
Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет
отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим
органом самоуправления является сбор (совет) лагеря, в ходе которого
решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа,
проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.
На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по
инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг
и др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при
взаимодействии с администрацией детского лагеря.
При

формировании

структуры

отрядного

самоуправления

эффективным может оказаться применение метода чередования творческих
поручений (ЧТП).
2.4. Модуль «Дополнительное образование»
Дополнительное образование детей в детском лагере является одним
из основных видов деятельности и реализуется через:
-

деятельность кружковых объединений, секций.
В пришкольном лагере модуль ДО реализуется в рамках шести

направленностей:

социально-гуманитарная;

художественная;

естественнонаучная; техническая; туристско-краеведческая; физкультурноспортивная.
Реализация

воспитательного

потенциала

дополнительного

образования предполагает:
- приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной,
отличной от учебной деятельности, форме;
23

- развитие и реализация познавательного интереса;
- вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия

в

социально значимых делах;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
2.5. Модуль «Здоровый образ жизни»
Модуль предполагает восстановление физического и психического
здоровья в благоприятных природных и социокультурных

условиях,

освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование
ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления
и т.п.
Основными составляющими здорового образа жизни являются:
оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание,
соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения,
позволяющих избежать травм и других повреждений.
Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание
ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью
окружающих, включает:
-

физкультурно-спортивных

мероприятия:

зарядка,

спортивные

соревнования, эстафеты, спортивные часы;
- спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем
воздухе;
- просветительские беседы, направленные на профилактику вредных
привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом.
2.6. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря
обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства
24

вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает
настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному
восприятию ребенком детского лагеря.
Очень важно создать в детском лагере «дружелюбную» предметноэстетическую среду, т.к. на период смены лагерь становится новым
местом жизнедеятельности ребенка.
Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды
предусматривает:
- тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря:
комнат для проживания детей;
- озеленение территории детского лагеря, уход за клумбами;
- оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои
фантазию и творческие способности. Отрядный уголок – форма отражения
жизнедеятельности отряда, постоянно действующая, информирующая и
воспитывающая одновременно, вызывающая интерес и стимулирующая
активность детей. В оформлении отрядного уголка принимает участие весь
отряд, вожатый является организатором и идейным вдохновителем.
- событийный дизайн – оформление пространства проведения событий
(праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и
т.п.);
-

оформление

образовательной,

досуговой

и

спортивной

инфраструктуры;
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
лагерной и отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы
костюма и т.п.);
- регулярная организация и проведение с детьми акций и проектов по
благоустройству участков территории детского лагеря (например, высадка
растений, закладка аллей, создание инсталляций и иного декоративного
оформления отведенных для детских проектов мест);
- акцентирование внимания детей посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для
25

воспитания ценностях детского лагеря, его традициях, правилах;
- звуковое пространство детском лагере – исполнение

гимна РФ;

музыкальное сопровождение мероприятий;
- «места новостей» – оформленные места, стенды в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, поздравления, афиши и т.п.;
- размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей,
демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга,
фотоотчетов об интересных событиях детском лагере.
2.7. Модуль «Профилактика и безопасность»
Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения,
конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития
личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных
жизненных

ситуаций

и

влияющих

на

повышение

устойчивости

к

неблагоприятным факторам;
Реализация

воспитательного

потенциала

профилактической

деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной
среды в детском лагере предусматривает:
- физическую и психологическую безопасность ребенка в новых
условиях;
- специализированные проекты и смены;
- целенаправленную работу всего педагогического коллектива по
созданию

в

детском

лагере

эффективной

обеспечения безопасности жизнедеятельности

профилактической
как

условия

среды

успешной

воспитательной деятельности;
-

разработку

воспитательных

и

реализацию

мероприятий:

разных

форм

антиалкогольные,

профилактических
против

курения,

безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в
социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения,
26

культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная
безопасность,

гражданская

оборона,

антитеррористическая,

антиэкстремистская безопасность и т.д.;
- организацию превентивной работы со сценариями социально
одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому
давлению;
- поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления
безопасности

жизнедеятельности

в

детском

лагере,

профилактики

правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной
девиантному поведению – познание (путешествия), испытание себя (походы,
спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе
профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и
др.).
2.8. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»
Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в
детском лагере являются вожатые/воспитатели, а также они являются
важным участником системы детско-взрослой воспитывающей общности. От
их компетентности, профессиональной готовности, увлеченности зависит,
насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя частью
сообщества детского лагеря. Детский лагерь для ребенка начинается с
вожатого,

раскрывается

актуализируются

через

ребенком,

вожатого.
в

том

Все

нормы

числе

через

и

ценности
личность

вожатого/воспитателя.
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями осуществляется
в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
-

родительские

собрания.
27

На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
-

индивидуальное

консультирование

c

целью

координации

воспитательных усилий педагогов и родителей.
Модуль «Экскурсии и походы»
Организация для детей экскурсий, походов и реализация их
воспитательного потенциала.
Экскурсии, походы помогают ребятам расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
ситуациях. С этой целью для детей организуются туристские походы,
экологические

тропы,

тематические

экскурсии:

профориентационные

экскурсии, экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей,
картинную галерею, технопарк и др.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для
воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у
них

навыков

самообслуживающего

труда,

обучения

рациональному

использованию своего времени, сил, имущества.
Модуль «Детское медиапространство»
Цель детского медиапространства (создание и распространение
текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной
культуры, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации детей. Воспитательный потенциал детского
медиапространства реализуется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
-

детская интернет-группа, принимающая участие в поддержке

интернет-сайт детского лагеря и соответствующей группы в социальных сетях с
целью освещения деятельности детского лагеря в информационном пространстве,
28

привлечения внимания общественности к детскому лагерю,информационного
продвижения ценностей детского лагеря и организациивиртуальной диалоговой
площадки, на которой детьми, педагогическими работниками и родителями могли
бы открыто обсуждаться значимые для лагеря вопросы.

29

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Особенности организации воспитательной деятельности
Программа воспитания реализуется посредством формирования
социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий
создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных
отношений

руководствоваться

едиными

принципами

и

регулярно

воспроизводить наиболее ценные воспитательно значимые виды совместной
деятельности.
Детский лагерь – особое образовательное учреждение, в котором
создаются

условия

для

обеспечения

воспитывающей,

эмоционально-

привлекательной деятельности детей, удовлетворения потребности в новизне
впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности.
Кратковременный характер пребывания, новое социальное

окружение,

разрыв прежних связей, позитивная окраска совместной деятельности со
сверстниками, постоянное (круглосуточное) сопровождение взрослых и др.
позволяют создать оптимальные условия для осуществления воспитательной
деятельности и актуализации самовоспитания.
Воспитательный

потенциал

детского

лагеря

обладает

рядом

преимуществ по сравнению с другими образовательными организациями:
- добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в
детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность
ребенка в выборе содержания и результативности деятельности;
- творческий характер деятельности;
- многопрофильность;
- отсутствие обязательной оценки результативности деятельности
ребенка, официального статуса;
- опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с
детьми и взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах
высокого

уровня

развития,

где
30

наиболее

успешно

проходит

самоактуализация личности.
Воспитательный потенциал детского лагеря позволяет осуществлять
воспитание через изменение, конструирование особой среды проживания в
условиях временного детского объединения – социальной микросреды, в
которой протекает жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря.
Основные характеристики уклада детского лагеря:
- организационно-правовая форма, направленность детского лагеря,
образовательных программ (смен), режим деятельности (сезонного или
круглогодичного действия, круглосуточное или дневное пребывание);
- наличие социальных партнеров;
- особенности детского лагеря, определяющие «уникальность» лагеря;
- наличие существенных проблемных зон, дефицитов, препятствий в
воспитательной деятельности и решения этих проблем;
кадровое обеспечение воспитательной деятельности.

-

Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
Основным методом анализа воспитательного процесса в детском
лагере является самоанализ воспитательной работы, который проводится
каждую смену с целью выявления основных проблем и последующего их
решения, совершенствования воспитательной работы в детском лагере.
Основными

принципами,

на

основе

которых

осуществляется

самоанализ воспитательной работы в детском лагере, являются:
-

принцип

гуманистической

направленности

осуществляемого

анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к
воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между детьми и взрослыми;
-

принцип

ориентирующий

развивающего
экспертов

совершенствования

на

характера

осуществляемого

использование

воспитательной
31

его

деятельности

анализа,

результатов

для

педагогических

работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов,
форм и содержания их совместной с детьми деятельности.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей.
Критерием, на основе которого должен осуществляется данный
анализ, является динамика личностного развития детей в отряде за смену, но
в условиях краткосрочности лагерной смены сложно сделать глубокие
выводы и замерить динамику. Поэтому результаты воспитания представлены
в виде целевых ориентиров:
- усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие позитивных личностных отношений к
этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
-

приобретение

социально

значимых

знаний,

формирование

отношения к традиционным базовым российским ценностям.
Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает
им оценить и понять приобретенный в лагере опыт,

зафиксировать

изменения, наметить дальнейшие планы по саморазвитию. Это можно делать
с помощью разных методик. Главный инструмент – педагогическое
наблюдение. Очень важно фиксировать личностные изменения, в том числе в
педагогическом дневнике.
2. Состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности
детей и взрослых.
Показателем эффективности воспитательной работы является наличие
в детском лагере интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Методы анализа, которые могут использоваться детским лагерем при
проведении самоанализа организуемой воспитательной работы:
- социологические: опрос участников образовательных отношений,
экспертный анализ, фокус-группа, анализ документов и контекстный анализ;
32

-

педагогические:

тестирование,

собеседование,

педагогическое

наблюдение, игровые методы, аналитическая работа с детьми, метод
самооценки.
Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной
работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит
работать педагогическому коллективу.

33

Приложение
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
На июнь 2025 года
Календарный план воспитательной работы детского лагеря составлен с целью
конкретизации форм, видов воспитательной деятельности и организации единого
пространства воспитательной работы детского лагеря.
План разделен на отрядные подпланы, включающие в себя общелагерные
мероприятия. Посвящён Году Защитника Отечества.

Дни единых действий на июнь 2025 года
Навигаторы детства
1 июня - День защиты детей
5 июня - День эколога
6 июня - День русского языка
12 июня - День России
22 июня - День памяти и скорби
23 июня - День народных художественных промыслов
(профессиональные праздники)
27 июня - День молодежи

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».